Под памятью мы понимаем запечатление (запоминание), сохранение и последующее узнавание следов прошлого опыта.
Существуют различные виды памяти, которые могут быть классифицированы по следующим критериям:
1) по содержанию психической активности, преобладающей в мнемической деятельности:
а) двигательная (моторная) память – это запоминание (запечатление), сохранение и воспроизведение различных движений и их систем (ходьба, письмо, пользование инструментом, машинами, механизмами и т.п.); б) образная память – это запоминание, сохранение и воспроизведение образов ранее воспринимавшихся предметов и явлений действительности. Высокого развития достигает образная память у людей, занимающихся искусством: художники, музыканты, писатели; в) эмоциональная память – это память на пережитые чувства и эмоциональные состояния. Эмоциональная память – важнейшее условие нравственного развития человека. Она может быть могучим мотивом для повторения действий и поступков и лежит в основе формирования привычек; г) словесно-логическая память выражается в запоминании, сохранении и воспроизведении мыслей, понятий (присуща только человеку);
2) по степени волевой регуляции:
а) произвольная память – человек по собственному усмотрению и активному желанию что-то запоминает и воспроизводит;
б) непроизвольная память – запоминаются и воспроизводятся без волевых усилий (само собой) чаще всего события, явления ярко эмоционально положительно или негативно окрашенные;
3) по продолжительности закрепления и сохранения:
а) кратковременная – обеспечивающая сохранение и воспроизведение материала спустя несколько секунд после его однократного очень непродолжительного восприятия, однако через короткое время впечатления исчезают; б) долговременная память – характеризуется относительной длительностью и прочностью сохранения воспринятого материала. В ней происходит накопление знаний и при необходимости они актуализируются в сознании человека и затем снова переходят в долговременную память;
4) по месту и роли деятельности:
а) постоянная; б) оперативная память – память, которая служит для осуществления человеком действий, операций, когда он выполняет сложную деятельность; осуществляется такая деятельность по частям – одно действие за другим, одна операция за другой; при этом в памяти удерживаются некоторые промежуточные цели и результаты. Все рассмотренные виды памяти не существуют изолированно.
К процессам памяти относятся:
1. Запоминание – процесс памяти, в результате которого происходит закрепление нового путем связывания его с приобретенным ранее. Существует два способа запоминания: механическое – путем многократного повторения; осмысленное – установление смысловых связей нового с уже известным. Как показал эксперимент, осмысление запоминания дает результат в 22 раза лучше по сравнению с механическим запоминанием. 2. Сохранение – удержание заученного в памяти. 3. Забывание – естественный процесс, имеющий избирательный характер. Забывается прежде всего то, что не имеет жизненного значения, не вызывает его интереса. Забывание может быть полное или частичное. 4. Узнавание – проявление чувства знакомости при повторном восприятии. 5. Воспроизведение – процесс актуализации ранее воспринятого и закрепленного материала Индивидуальные различия памяти зависят от особенностей высшей нервной деятельности; характера профессиональной деятельности; уровня развития отдельных процессов памяти; особенностей процесса обучения. У человека может быть тот или иной тип памяти:
- наглядно-образный – память на картины, лица, предметы, звуки, цвета;
- словесно-логический – легче запоминаются мысли, понятия, формулы, словесные формулировки;
- промежуточный (гармоничный).
Продуктивность памяти определяется рядом ее качеств:
Объемом памяти, быстротой запоминания, точностью воспроизведения, длительностью сохранения, готовностью памяти, т.е. способностью быстро извлекать нужную информацию, легкостью воспроизведения. Причины, влияющие на продуктивность памяти в процессе обучения, могут быть как объективные, так и субъективные. К объективным можно отнести: объем материала, его структурирование; дедуктивный или индуктивный тип построения текста; место информации в ряду стимулов; осмысленность, связность, логичность материала; наглядность, схематизация, модельная представленность; оригинальность; распределение, повторение во времени, пропорциональность, ритмичность повторения; общая установка, условия, в которых происходит запоминание.
К субъективным – ведущий индивидуальный тип запоминания; наличие установки на цели запоминания и время сохранения; богатство и упорядоченность прошлого опыта; интерес, эмоциональное отношение, личная значимость; половозрастные особенности; объем памяти; собственная активная мнемическая деятельность; использование приемов мнемотехники; физическое состояние человека. |