Первый социально-информационный > --- > Золотое сечение

Золотое сечение


04-05-2025, 11:33 . Разместил(а): vadimkrd

Материал из Википедии — свободной энциклопедии
 
Иррациональные числа
γ - ζ(3) — 2 — 3 — 5 — φ — α — e — π — δ
Отрезав квадрат от прямоугольника, построенного по принципу золотого сечения, мы получаем новый, уменьшенный прямоугольник с тем же отношением сторон
Иллюстрация к определению.

Золотое сечение (золотая пропорцияделение в крайнем и среднем отношении) — делениенепрерывной величины на две части в таком отношении, при котором меньшая часть так относится к большей, как большая ко всей величине.

Отношение большей части к меньшей в этой пропорции выражается квадратичной иррациональностью

varphi=frac{ sqrt{5}+1}{2} approx 1{,}6180339887dots

и, наоборот, отношение меньшей части к большей

frac{1}{varphi}=frac{ sqrt{5}-1}{2} approx 0{,}6180339887dots

Число varphi называется также золотым числом.

В дошедшей до нас античной литературе деление отрезка в крайнем и среднем отношении (ἄκρος καὶ μέσος λόγος) впервые встречается в «Началах» Евклида (ок. 300 лет до н. э.), где оно применяется для построения правильного пятиугольника.

Лука Пачоли, современник и друг Леонардо да Винчи, называл это отношение «божественной пропорцией». Термин «золотое сечение» (goldener Schnitt) был введён в обиход Мартином Омом в 1835 году.

Золотое сечение имеет множество замечательных свойств, но ещё больше свойств вымышленных[1][2][3].

Содержание

  [убрать

[править]Математические свойства

Золотое сечение в пятиконечной звезде
Построение золотого сечения
  • varphi представляется в виде бесконечной цепочки квадратных корней:
    varphi=sqrt{1 + sqrt{1 + sqrt{1 + sqrt{1 + dots}}}}.
подходящими дробями которой служат отношения последовательных чисел Фибоначчи frac{F_{n+1}}{F_n}. Таким образом,
  • В правильной пятиконечной звезде каждый отрезок делится пересекающим его отрезком в золотом сечении (на приведённом рисунке отношение красного отрезка к зелёному, так же как зелёного к синему, так же как синего к фиолетовому, равны varphi).
  • Геометрическое построение. Золотое сечение отрезка AB можно построить следующим образом: в точке Bвосстанавливают перпендикуляр к AB, откладывают на нём отрезок BC, равный половине AB, на отрезке AC откладывают отрезок CD, равный BC, и наконец, на отрезке AB откладывают отрезок AE, равный AD. Тогда
varphi=frac{|AB|}{|AE|}=frac{|AE|}{|EB|}.
  • Отношение диагонали правильного пятиугольника к стороне равно золотому сечению.

[править]Золотое сечение и гармония в искусстве

Под «правилом золотого сечения» в архитектуре и искусстве обычно понимаются асимметричные композиции, не обязательно содержащие золотое сечение математически.

Есть основание считать, что значимость золотого сечения в искусстве преувеличена и основывается на ошибочных расчётах. Некоторые из таких утверждений:

  • Пропорции пирамиды Хеопса, храмов, барельефов, предметов быта и украшений из гробницы Тутанхамона якобы свидетельствуют, что египетские мастера пользовались соотношениями золотого сечения при их создании.
  • Согласно Ле Корбюзье, в рельефе из храма фараона Сети I в Абидосе и в рельефе, изображающем фараона Рамзеса, пропорции фигур соответствуют золотому сечению. В фасаде древнегреческого храма Парфенона также присутствуют золотые пропорции. В циркуле из древнеримского города Помпеи (музей в Неаполе) также заложены пропорции золотого деления, и т. д. и т. п.

При обсуждении оптимальных соотношений сторон прямоугольников (размеры листов бумаги A0 и кратные, размеры фотопластинок (6:9, 9:12) или кадров фотоплёнки (часто 2:3), размеры кино- и телевизионных экранов — например, 3:4 или 9:16) были испытаны самые разные варианты. Оказалось, что большинство людей не воспринимает золотое сечение как оптимальное и считает его пропорции «слишком вытянутыми»[источник не указан 1200 дней].

[править]Примеры сознательного использования

Золотое сечение и зрительные центры

Начиная с Леонардо да Винчи, многие художники сознательно использовали пропорции «золотого сечения». Российский зодчий Жолтовский также использовал золотое сечение в своих проектах[4].

Известно, что Сергей Эйзенштейн искусственно построил фильм «Броненосец Потёмкин» по правилам золотого сечения. Он разбил ленту на пять частей. В первых трёх действие развивается на корабле. В двух последних — в Одессе, где разворачивается восстание. Этот переход в город происходит точно в точке золотого сечения. Да и в каждой части есть свой перелом, происходящий по закону золотого сечения. В кадре, сцене, эпизоде происходит некий скачок в развитии темы: сюжета, настроения. Эйзенштейн считал, что, так как такой переход близок к точке золотого сечения, он воспринимается как наиболее закономерный и естественный.

[править]См. также

[править]Примечания

  1.  Радзюкевич А. В. Красивая сказка о «золотом сечении»
     
  2.  Mario Livio, The Golden Ratio: The Story of Phi, The World’s Most Astonishing Number
  3.  Devlin’s Angle, The Myth That Will Not Go Away
     
  4. <a href="h

Вернуться назад