УНИВЕРСИТЕТСКИЕ БИЗНЕС-ИНКУБАТОРЫ КАК ЧАСТЬ ИННОВАЦИОННОЙ ИНФРАСТРУКТУРЫ ГОСУДАСТВА
Кучер М.О., Краснодарский филиал ГОУ ВПО РГТЭУ, к.г.н., доцент
Развитие инновационной деятельности в России является ключевым фактором выхода России на мировые рынки товаров и услуг в качестве высокоразвитого конкурентоспособного государства. Несмотря на успехи в разных областях, экономика России все еще имеет сырьевую ориентацию. Для преодоления такого положения дел единственным выходом является ускоренное инновационное развитие экономики государства. В связи с этим, главной задачей государства на современном этапе является разработка и запуск механизмов инновационного развития определенных в государственной инновационной политикой. Государственная инновационная политика – одно из направлений государственной социально-экономической политики, связанное с реализацией комплекса организационных, экономических и правовых мер, направленных на стимулирование инновационного развития [2].
В процессе развития инновационной деятельности в России важным условием является жесткое ограничение во времени. Ставится задача пройти путь становления экономики на «инновационные рельсы» в сроки, значительно меньшие, чем были у современных лидеров мирового хозяйства.
Учитывая сложность задач, достижение целей инновационного развития возможно только при интеграции усилий государства, бизнеса, общественных институтов и общества в целом.
Свободная энциклопедия «Википедия» дает следующее определение инновационной деятельности— это деятельность направленная на использование и коммерциализацию результатов научных исследований и разработок для расширения и обновления номенклатуры и улучшение качества выпускаемой продукции (товаров, услуг), совершенствования технологии их изготовления с последующим внедрением и эффективной реализацией на внутреннем и зарубежных рынках, предполагающая целый комплекс научных, технических, технологических, организационных, финансовых и коммерческих мероприятий, которые в своей совокупности приводят к инновациям [1].
Исходя из этого определения совершенно очевидно, что локомотивом инновационной деятельности являются крупные корпорации, научные коллективы, получающие целевое финансирование, важное место должны занять небольшие современные компании (страртап-компании), нашедшие свою нишу на рынке и показывающие быстрые темпы роста. Эти участники инновационного развития представляют верхушку современных процессов инновационного развития, т.е. те, кто уже участвует в реализации инновационных проектов. Стартап-компании в нашей стране явление новое и определяется как молодая (возможно, ещё не зарегистрированная в качестве юридического лица) быстрорастущая компания, обладающая эффективной стратегией получения прибыли на основе инновации, находящаяся в процессе выхода на рынок и располагающая ограниченным набором ресурсов [1].
Современная инфраструктура инновационного развития сложная и комплексная, включающая подготовку специалистов и преподавателей нового формата, переориентацию отраслей и производств, установление тесных взаимосвязей с научными центрами, и в конечном итоге, признание всем обществом необходимости инновационных изменений.
Различают несколько видов инноваций:
- технические появляются в производстве продуктов с новыми или улучшенными свойствами;
- технологические возникают при применении более совершенных способов изготовления продукции;
- организационно-управленческие связаны с процессами оптимальной организации производства, транспорта, сбыта и снабжения;
- информационные решают задачи рациональной организации информационных потоков в сфере научно-технической и инновационной деятельности, повышения достоверности и оперативности получения информации;
- социальные направлены на улучшение условий труда, решение проблем здравоохранения, образования, культуры [2].
Если первые два вида инноваций являются прерогативой локомотивов инновационной деятельности (о которых упоминалось выше), то среди остальных видов велика вероятность приложения труда, основанного на инновационном подходе самых широких категорий граждан.
Под инновацией понимается вывод на рынок нового товара или услуги, внедрение нового процесса производства, освоение новой бизнес модели, создание новых рынков. Уровень новизны товара, технологии, бизнес модели и рынка должен быть не ниже национального российского рынка [1].
Главным условием развития инновационной деятельности является наличие инновационного (часто нестандартного) мышления. Очевидно, что такое массовое инновационное мышление в обществе лучше формировать в начале процесса образования в молодежной среде, чем перестраивать устоявшееся мышление других категорий граждан. При этом, под инновационным мышлением не подразумевается, что каждый член общества, в том числе из молодежной среды, станет носителем и творцом инновационных решений. Скорее такими творцами будут «избранные», обладающие особыми качествами, соответствующими духу преобразований. Остальные же, прошедшие подготовку, смогут принять инновационные изменения, стать их потребителями и, возможно, реализаторами, то есть будут участвовать в процессе формирования инновационной экономики. В стратегии инновационного развития Российской Федерации на период до 2020 года дается следующие определение инновационной экономики (экономики знаний, интеллектуальной экономики) – тип экономики, основанной на потоке инноваций, на постоянном технологическом совершенствовании, на производстве и экспорте высокотехнологичной продукции с очень высокой добавочной стоимостью и самих технологий. Предполагается, что при этом в основном прибыль создаёт интеллект новаторов и учёных, информационная сфера, а не материальное производство (индустриальная экономика) и не концентрация финансов (капитала) [2].
Как известно, без массовых потребителей инноваций этот рынок сложиться не сможет. Уже сейчас в крупнейших инновационных центрах страны (например, Сколково) обозначена важная проблема: кто будет потребителем инновационных решений, проводником новых товаров и услуг на рынок. Напрашивается ответ – крупные корпорации. Но они зачастую не видят для себя экономического эффекта и остаются в стороне, потому что нет широкого рынка потребления. Общество не всегда готово принять инновации.
В качестве важного элемента преобразований в обществе главную роль могут занять бизнес-инкубаторы и в первую очередь университетские бизнес-инкубаторы.
Бизнес – инкубатор – объект инновационной инфраструктуры, созданный для поддержки инновационных проектов на ранней стадии их выполнения, превращения результатов проекта в коммерческий продукт и вывод его на рынок через создание новых инновационных производств [2].
Первые бизнес-инкубаторы открылись в США еще в 50-х гг. 20 века. Сегодня в мире насчитывается около 4000 бизнес-инкубаторов, при этом только в США и Китае по 1000 бизнес-инкубаторов. В России 120 бизнес-инкубаторов в ближайшее время планируется довести их число до 500 [3].
Бизнес-инкубароры различаются по учредителям и источникам финансирования: государственные, региональные, муниципальные, частные. Бизнес-инкубаторы могут быть как некоммерческими (поддерживаемые разного уровня администрациями, в том числе вузовскими), так и коммерческими, приносящими прибыль владельцам. Подразделяются они и по направлению деятельности: технологические, производственные, инновационные и прочие.
В Краснодарском крае на сегодняшний день краевой администрацией учрежден первый бизнес-инкубатор «Развитие» в г. Кропоткине. Планируется открытие подобных структур и в других городах Краснодарского края. Однако, на сегодняшний день такие государственные структуры не показали эффективной работы. Развитие инновационной деятельности на региональном уровне проходит через специализированные подразделения Департамента молодежной политики Краснодарского края – «Молодежный центр инноваций и технологий Инвентум», городские и районные органы по делам молодежи. На федеральном уровне развитием инновационной активности в молодежной среде занимается Федеральное агентство по делам молодежи «Росмолодежь». Создано большое количество фондов развития инновационного предпринимательства (в том числе технологического): «Фонд Бортника», «Зварыкинский проект» и другие. В условиях огромного количества информации о конкурсах, фондах, мероприятиях, образовательных программ инновационного предпринимательства университетские бизнес-инкубаторы становятся проводниками информации, знаний, ресурсов в широкие студенческие круги. Кроме того как раз университетские бизнес-инкубаторы проводят первоначальный отбор молодежи способной и желающей заниматься инновационной деятельностью. Важнейшей функцией университетских бизнес-инкубаторов становится не только отбор лучших студентов, но и вовлечение других категорий молодежи, которая находится в поиске своего личностного, образовательного, материального развития. В этой категории молодежи все чаще встречаются люди способные на поиск и реализацию инновационных проектов.
В вузовской среде первым бизнес-инкубатором в Краснодарском крае стал бизнес-инкубатор КГУ. В 2010 году был учрежден бизнес-инкубатор в Краснодарском филиала РГТЭУ. Появляются они и в других вузах края. Бизнес-инкубаторы КГУ и КФ РГТЭУ установили тесные дружеские отношения.
Важным моментом деятельности вузовских бизнес-инкубаторов является ярко выраженная инновационная направленность. Проводимые мероприятия вузовскими бизнес-инкубаторами, чаще всего открыты для широкой аудитории, а не только для резидентов. Так, мероприятия бизнес-инкубатора МГУ, НИУ ВШЭ и других крупных вузов подробно освещаются в интернете, социальных сетях, предоставляется возможность использования учебных материалов, тренингов любым пользователям. Распространяется практика выездных семинаров и тренингов инновационной тематики известных специалистов. Так в Краснодаре и Перьми имеется удачный опыт проведения так называемых «Рабочих выходных» проводимых специалистами из Москвы. Организаторы этих мероприятий сделали их открытыми для всех заинтересованных лиц. При участии бизнес-инкубатора Краснодарского филиала РГТЭУ проведены такие крупные федеральные и международные мероприятия как Barcamp Krasnodar 2011 (совместно с краевым неформальным IT-сообществом), международный конкурс молодежного предпринимательства «Железный предприниматель (совместно с бизнес-инкубатором НИУ ВШЭ), федеральный выездной конкурс инновационных проектов RussianStartupTour2011 и 2012 (совместно с Росмолодежь), международный конкурс Startup Sauna Warm-up (совместно с финским бизнес-инкубатором Aalto Venture Garage).
В процессе работы в вузовских инкубаторах резиденты не только реализуют проекты, но и получают мощную информационную подготовку в вопросах инновационного развития. Через них инновационные знания быстро и глубоко проникают в студенческую и преподавательскую среду. В результате широкий интерес к инновациям возрастает быстрыми темпами в вузовской среде. Резиденты вузовских бизнес-инкубаторов своими достижениями привлекают все новых и новых участников и придают им уверенность в правильности выбранного пути развития. Благодаря современным коммуникационным технологиям такие знания доступны круглосуточно любому пользователю интернета.
Вузовские бизнес-инкубаторы в современной России являются средой зарождения и развития нового поколения инновационно мыслящих людей, готовых к предстоящим и неотвратимым переменам. Чем шире и быстрей это движение будет распространятся, тем быстрее Россия будет приближаться к уровню развития лидеров мировой экономики.
Список использованных источников
1. Энциклопедия Википедия https://ru.wikipedia.org/wiki/Инновационная_экономика
2.Инновационная Россия – 2020(Стратегия инновационного развития Российской Федерации на период до 2020 года) https://www.economy.gov.ru/minec/activity/sections/ innovations/doc20101231_016?presentationtemplate=docHTMLTemplate1&presentationtemplateid=2dd7bc8044687de796f0f7af753c8a7e
3. Дудин М.Н. «Бизнес-наседки… Инновационный бизнес. Функционирование бизнес-инкубаторов и других техноструктур», Журнал Креативная экономика № 03 2008
|