Первый социально-информационный > Для профессионалов > Лекция по психологии: Я – концепция

Лекция по психологии: Я – концепция


18-04-2024, 06:33 . Разместил(а): vadimkrd

Я – концепцияэто обобщенное представление о самом себе, система установок относительно Собственной личности или, как еще говорят психологи, Я – концепция – это «теория самого себя». На чем базируется эта система? В отличие от фрейдистов и бихевиористов, представители феноменалистического (гуманистического) течения на первый план выносят изучение личности человека и его самоопределения в социуме. Согласно выводам гуманистов, так называемая «теория самого себя» базируется на нескольких основополагающих моментах, главным из которых является социальная среда. В это понятие входит влияние семьи, школы, различного рода формальных и неформальных организаций, в которых состоит личность. Главным фактором, воздействующим на формирование личности, считается семья. От того, насколько комфортно и защищенно чувствует себя человек в кругу семьи, зависит его дальнейшее развитие. В особенности данный факт применим к периоду детства. В юности понятие «Я-концепция» в большей степени связывают с воздействием формальных и неформальных социальных групп. Но следует понимать, что семья, как институт социализации личности, продолжает воздействовать на человека на всех этапах его развития.


Можно ли развить в себе правильный «Я-образ»? Важно осознавать, что данная концепция не является статической величиной, отношение человека к себе как к личности может меняться как в одну, так и в другую сторону. Формирование образа — сложный процесс, в котором собственное восприятие играет первую скрипку. В психологии принято разделять два подвида «Я-концепции»: реальную и идеальную. Причем, реальная не обозначает, что человек на самом деле является таковым, она лишь отражает то, что личность думает о себе.


Хорошим примером разницы между реальным и идеальным восприятием может служить эксперимент, проведенный В. Ротенбергом, который с помощью гипноза внушил испытуемому, что он — это Пол Морфи (гениальный шахматист) и предложил сыграть партию в шахматы с 8-кратным чемпионом Михаилом Талем. Эксперимент проводил лично Таль. Согласно проведенному эксперименту, стало ясно, что хоть испытуемый не стал играть на уровне чемпиона, но он был настолько уверен в своих силах, что партия прошла на высоком уровне мастерства. Важен также факт, что, считая себя великим Морфи, новичок уверенно и достойно вел беседу с Талем, но как только сняли гипноз, сразу изменил линию поведения, осознав, кто его противник. Этот пример показательно демонстрирует суть понятия «Я-концепция»: отношением к самому себе человек программирует восприятие своей личности другими людьми.

 Идеальная же Я – концепция (идеальное – «Я»)это представление личности о себе в соответствии с желаниями («каким бы я хотел быть»). Конечно, реальная и идеальная Я – концепции не только могут не совпадать, но и в большинстве случаев обязательно различаются. Расхождение между реальной и идеальной Я – концепцией может приводить к различным, как к негативным, так и к позитивным, следствиям. С одной стороны, рассогласование между реальным и идеальным «Я» может стать источником серьезных внутриличностных конфликтов. С другой стороны, несовпадение реальной и идеальной Я – концепции является источником самосовершенствования личности и стремления к развитию.
Самооценка и Я – концепция. Несмотря на очевидную близость, психологические понятия самооценки и Я – концепции имеют отличия. Я – концепция представляет набор скорее описательных, чем оценочных, представлений о себе. Хотя, конечно, та или иная часть Я – концепции может быть окрашена положительно или отрицательно. Понятие самооценки, наоборот, непосредственно связано с тем, как человек оценивает себя, свои собственные качества. Одни и те же качества в структуре самооценки различных личностей могут интерпретироваться одним человеком в позитивном плане (и тогда они повышают самооценку), а другим – в негативном (и тогда они понижают самооценку). Самооценка относится к центральным образованиям личности, ее ядру, она в значительной степени определяет социальную адаптацию личности, является регулятором поведения и деятельности. Формирование самооценки происходит в процессе социализации, в процессе деятельности и межличностного взаимодействия. Социум в значительной степени влияет на формирование самооценки личности. Отношение человека к самому себе является наиболее поздним образованием в системе отношений человека к миру. Но, несмотря на это (а может быть благодаря этому), в структуре отношений личности самооценке принадлежит особо важное место.
 

Скачать лекцию   


Вернуться назад